«Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус» - так начинал свою сказку со счастливым концом Александр Грин. Так начиналась историю Ассоль, которая дождалась таки своего принца и стала жить с ним в прекрасной стране.

«Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе» - так заканчивал свою сказку Ганс Христиан Андерсен. Несмотря на то, что первая история адресована подросткам, а вторая - маленьким детям, я бы охотно поменяла потенциальных читателей местами. Не потому, что люблю Грина больше, нет. Просто думаю, что малышам не стоит воспитываться на таких печальных сказках, до мотивов «Русалочки» надо сначала дорасти.

Сказка сказкой, но история прекрасной ундины, пожертвовавшей жизнью ради любви, может вызвать и у взрослого человека внеочередной приступ рефлексии. Читая Андерсена, ты пробуешь на вкус состояние легкой грусти и светлой печали. То же настроение ловишь и при просмотре последней вариации на тему - ленты Анны Меликян «Русалка».

Кино про девочку с зелеными волосами, которая хотела счастья, - «фильма» красивая, грустная и неожиданно для нашего проката - сложная. То есть ты видишь ролик, который обещает какой-то очередной экшн в сюрреалистическом обрамлении, не то арт-хаус, не то мелодраму с элементами комедии. Ты готовишься к легкому фильму про барышню с ярко выраженной анти-гламурной внешностью, а получаешь историю с чисто андерсеновским настроением и андерсеновским же грустным хэппи-эндом.

Постфактум фильма ты можешь еще долго находиться под впечатлением и в будущем даже пообещаешь себе не верить больше яркой рекламе, заманивающей на серьезное кино, формат которого - отнюдь не комедия положений.

Фильм «Русалка» рассказывает нам историю жизни девочки Алисы, которая родилась почти что из морской пены и первые 18 лет своей жизни провела в каких-то нереальных условиях. Девочка стала случайным побочным продуктом страсти толстой морской наяды и подгулявшего моряка дальнего плавания. Такого дальнего, что папа сделал свое дело (то есть Алису) и больше не вернулся. Мама - тоже тот еще персонаж. Ее совершенно не расстроил ни конфуз с Алисиным папой, ни тот факт, что в шесть лет девочка замолчала и, обидевшись, подожгла дом.

Впрочем, это все цветочки. «Ягодки» пошли тогда, когда Алиса созрела, заговорила и переехала в златоглавую работать гамбургером. Сначала идейная наследница Форреста Гампа училась в школе для дураков, потом ей это надоело и девочка накликала на родной городишко бурю. Буря малую родину русалки снесла, и Алиса переехала в Москву, где поступила в университет, о котором так мечтала. Правда, произошло это потому, что обогнавшего ее по вступительным баллам абитуриента сбила машина. Ну да ладно. Победителей не судят.

Девочка обосновалась в столице, где даже трудоустроилась на почетный пост аниматора. Теперь она разгуливала по городу в качестве ходячей рекламы, в костюме гамбургера или пивной кружки. Нетрудно догадаться, что дальше появился принц. Правда, без коня и высоких моральных принципов, но все же. Принцем для русалки стал торговец участками на Луне, рекламщик, спьяну бросившийся с моста в Москва-реку. Русалка принца, понятно, спасла и влюбилась в него по уши.

Что до героя Алисиного романа, то он оказался не только очень непонятливым, но и довольно пустым человеком, у которого есть шикарная квартира и не менее шикарная женщина, но нет чего-то важного. Чего именно - он и сам не знал. Как и принц в оригинале сказки, он, на самом деле, не заслуживал тех жертв, на которые пошла героиня, но ее, разумеется, это не остановило.

«Русалка» - вообще история об беззаветной безответной любви, где объект приложения чувств не так важен, как сами чувства. Это также история о сложной морали, о том, выборе, что приходится делать героине картины, все мечты которой исполняются. Рано или поздно, так или иначе. В грустной сказке про Алису счастье предстает чем-то реальным и даже выполнимым, но только ценой чьих-то лишений и даже жизней. В контексте «Русалки» целью становится не счастье, а умение отказаться от него и от того, что тебе особенно дорого. Принцип, кстати, очень сложный, но и очень жизненный.

Проблематика фильма Анны Меликян многослойна: она содержит и дилемму счастья, и концепт ложных знаков на ложном же пути. Эта тема для современного человека очень актуальна. Не случаен и выбор профессии принца. Он рекламщик, или человек, который оперирует понятиями в мире рекламных щитов, постеров и растяжек, зовущих в никуда. Он не стоит, он пустой.

Вот почему в конце нет хеппи-энда, которого мог ждать зритель. Вместо него концовка, в которой русалка растрачивает свое волшебство на ложные цели и растворяется в сказочном мире Мечты. А иначе и быть не могло. Даже у старины Андерсена.

Анастасия Крайнер